В последние годы многие глобальные компании и местные работодатели начали требовать от кандидатов, помимо диплома, непосредственный практический опыт и реальные рабочие навыки. Открыто наблюдается, что в некоторых областях конкретные навыки выходят на первый план по сравнению с дипломом, а академические документы отходят на второй план.
Так как же университетам сохранить свою актуальность в этой быстро меняющейся новой реальности, и как студентам перейти от "знаний на бумаге" к реальной компетенции?
Специалист по вопросам образования Гошгар Магеррамов высказался по этой теме для AzEdu.az.
Он отметил, что в современную эпоху значение практических навыков растет день ото дня, а значение дипломов постепенно уменьшается.

"С каждым днем спрос на практические навыки растет. Ежедневно появляются новые компетенции, требуются новые навыки, открываются новые инструменты. По этой причине вчерашний диплом и вчерашняя компетенция сегодня теряют свою актуальность. Знания, полученные вчера, сегодня обесцениваются, потому что эти знания теперь можно найти повсюду.
Если университеты передают только знания, ценность этих знаний постепенно уменьшается. Потому что чем больше что-то распространено, тем ниже его ценность. В целом, все вещи ценны настолько, насколько они редки. Золото ценно, потому что его мало, бриллиант ценен, потому что он редок. С другой стороны, ценность вещи также измеряется ее полезностью. Например, нефть ценна потому, что используется во многих областях и из нее производятся бесчисленные продукты.
Если мы применим эту аналогию к человеку, то увидим, что знания, эрудиция, навыки и компетенции человека ценны только тогда, когда они полезны. Если эти знания и навыки не соответствуют сегодняшним требованиям, они не имеют реальной ценности. Именно поэтому в современную эпоху значение практических навыков растет день ото дня, а значение дипломов постепенно уменьшается. То есть сегодня основным условием для трудоустройства являются навыки и компетенции, а диплом во многих случаях уже не считается основным условием".
Университетские дипломы иногда не дают ни профессии, ни создают реальной ценности:
"В таких областях, как государственная служба, образование, здравоохранение, юриспруденция, диплом по-прежнему важен и сохраняет свое значение. Потому что это классические области. Однако в технических областях, таких как инженерия, диплом уже не имеет такого значения, как раньше. Тем не менее, дипломы по-прежнему играют роль в карьерном росте.
Например, если речь идет исключительно об инженерной деятельности, человек может освоить этот навык самостоятельно. Но для трудоустройства он должен пройти определенную сертификацию, то есть иметь официальную лицензию. Точно так же, как без документа профессия не имеет значения. Независимо от того, насколько человек талантлив, если у него нет документа, эта ситуация рано или поздно станет для него препятствием. Потому что он должен доказать свои навыки, сдать экзамены, получить сертификаты.
Проблема в том, что университетские дипломы иногда не дают ни профессии, ни создают реальной ценности. Университет выдает диплом, сертификат, но в результате не дает студенту профессиональных навыков и реальных компетенций. Именно поэтому люди день ото дня теряют интерес к университетскому образованию. Это проблема не только университетов, но и реальность, принесенная временем. Было бы неправильно винить только университеты".
Если за дипломом нет реальных знаний, эрудиции, компетенций и навыков, его значение теряется:
"Наступил такой период, когда знания производятся очень быстро, и новые знания быстро заменяют старые. Старые знания устаревают и теряют свое значение. В этих условиях студент должен понимать, что один лишь университетский диплом не приведет его автоматически к работе. Я не говорю, чтобы он не учился в университете, не получал диплом. Наоборот, он обязательно должен учиться и получить диплом. Потому что этот диплом открывает многие двери. Но он не должен думать, что одного диплома достаточно. Если за дипломом нет реальных знаний, эрудиции, компетенций и навыков, его значение теряется. То есть пусть будет и диплом, и сертификат, но в их основе обязательно должны лежать практические знания и навыки.
Иногда учреждение выдает документ, но не может дать знания и навыки. В этом случае ответственность ложится на студента. Он должен развивать себя через обучение, приобретать знания и навыки самостоятельно. Именно поэтому модели университетов начали меняться. Предлагаются годичные, полугодичные, двухгодичные программы, ускоренные программы бакалавриата, 29-месячные программы бакалавриата. Причина в том, что четырехлетнее бакалаврское образование для многих уже считается длительным сроком. Например, в Англии бакалаврское образование завершается за 36 месяцев, и выпускник выходит на рынок труда. В такой период на студентов ложится очень большая ответственность. Они должны постоянно изучать новые знания, обновлять старые. В противном случае они столкнутся с риском остаться вне рынка труда".
Между университетом и рынком труда должны сформироваться взаимоотношения спроса и предложения. Университет должен видеть реальные потребности рынка, а рынок труда должен участвовать в процессе подготовки кадров:
"Нарушен баланс между миссией традиционной системы высшего образования по формированию академической базы и гибкими навыками, требуемыми деловым миром. Деловой мир меняется очень быстро, а университеты запаздывают с адаптацией к этим изменениям. Академические знания и академическая база уже не соответствуют требованиям рынка труда.
Именно поэтому университеты обязательно должны быть в тесной связи с рынком труда, чтобы видеть его реальные потребности. В то же время рынок труда также должен быть в тесных отношениях с университетами, чтобы иметь возможность заранее направлять нужные кадры и участвовать в процессе их подготовки. То есть между университетом и рынком труда должны сформироваться взаимоотношения спроса и предложения.
Конечным продуктом является студент, а услугу предоставляет университет. Если университет хочет оставаться университетом, привлекать студентов и не отставать в конкуренции, он должен предлагать своим студентам образовательные услуги, в которых нуждается рынок. В то же время студенты также должны стремиться приобретать знания, эрудицию, компетенции и навыки, требуемые рынком. Но здесь ведущая роль снова ложится на университет. Потому что студент в этом возрасте часто не может полностью осознать реальные требования рынка труда. Университет же должен видеть этот пробел и брать на себя ответственность.
Если университет сделает входную дверь широкой, а выходную — узкой, то есть будет принимать всех и выпускать с качественными знаниями, а также, установив реальное сотрудничество с предприятиями и компаниями, даст студенту необходимые компетенции, то, я думаю, в этой модели выиграют все. И университет, и студент, и рынок труда. В результате общество станет более благополучным, более устойчивым и материально более сильным".